утверждаю:

председатедь Совета школы

Токовой М. И.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ ФИЛОНОВСКАЯ ООШ


Срок реализации 2009-2012

 

 

 

Введение

Выбранная тема «Программа развития образовательного учреждения», на наш взгляд, является актуальной для всех образовательных учреждений.

Развитие школы – это закономерное, целесообразное, управляемое позитивное изменение самой школы (ее целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития учащихся; это переход школы от прежнего качественного состояния к новому (т.е. в ходе инновационного процесса), причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности школы, а переход осуществляется в определенное, заранее обозначенное время.

Все это требует разработки каждым образовательным учреждением своей собственной программы развития. Программа развития направлена на решение приоритетных актуальных проблем, требующих изменения, совершенствование деятельности учреждения образования.

Смысл программы развития в том, чтобы все – руководители и родители, учителя и школьники, учредители школы и местное население – хорошо знали, зачем, что и как будет меняться в школе, к каким результатам эти изменения должны привести.

Таким образом, программа развития школы- это программа изменений, которые необходимы школе для достижения нового, востребованного качества образования и, кроме того, упрочения позиции школы в образовательном пространстве.

У каждой школы своя программа развития - индивидуальный документ, составленный с учетом конкретных условий и особенностей школы, отражающий стратегический план осуществления основных инноваций и нововведений в образовательном учреждении. Это важнейший документ, реально способствующий такому развитию образовательного учреждения, которое является индивидуальным и неповторимым, оптимально учитывающим возможности данного учреждения и призванный обеспечить эффективное развитие созданной в школе образовательной системы.

Школа является сложной социально-экономической системой, при этом важно понимать, что система – это целое, которое не является простой суммой составляющих ее частей. Все части системы взаимодействуют  друг с другом. Поэтому, воздействуя на систему, невозможно получить локальный результат: изменение одной части вызовет изменение многих других, с ней связанных.

Комплексный проект модернизации образования (КПМО)  вносит существенные изменения в сложившуюся систему образования на всех уровнях: от федерального до уровня образовательного учреждения. Поставлены новые цели, определены направления нововведений. В связи с этим появляется вопрос: насколько согласованны цели и задачи КПМО и цели и задачи каждого отдельного образовательного учреждения? Ведь школа- это не обособленно, автономно существующая система, а часть общей системы образования.

Цели Программы:

Программа развития Муниципального общеобразовательного Учреждения Филоновская основная общеобразовательная школа направлена на создание условий эффективного развития школы  в условиях модернизации образования с целью наиболее полного использования её возможностей для воспитания конкурентоспособной личности. Результатом деятельности является выпускник, соответствующий следующей модели:

  • личность с развитым интеллектом, и необходимым уровнем культуры, творчески мыслящая и духовно богатая;
  • личность, стремящаяся к саморазвитию, самоорганизации, самовоспитанию;
  • личность, у которой сформирована единая картина мира;
  • личность, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических и политических условиях, способная к социальному взаимодействию;
  • личность, владеющая современными информационными и коммуникационными технологиями;
  • личность, воспитанная в духе гражданственности и любви к Родине;
  • личность, имеющая потребность в здоровом образе жизни, осознанно относящаяся к своему здоровью, физическому и гармоническому развитию.

Основные задачи Программы:

  • Обеспечить адаптацию школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования.
  • Определить оптимальное содержание образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы.
  • Укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения ее эффективного развития.

Сроки реализации Программы: с 01 сентября 20010 года по  01 сентября 2012 года.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап (2009-20010 уч.г.) – формирование структуры и содержания образования;
  2. Основной этап (2010 – 2011 уч.г.) – отработка структуры и содержания образования;
  3. Завершающий этап (2011 – 2012 уч.г.) – усовершенствование структуры и содержания образования.

 

  1. I.                 Информационно-аналитическая справка.

    Общие сведения о школе и контингенте учащихся

Школа была открыта в 1967 году как средняя школа.

В 2004 -2005 учебном году школа прошла лицензирование, аттестацию и получила свидетельство о государственной аккредитации.

По состоянию на 1 сентября 2008 года в школе обучался 46 учащихся (7 классов-комплектов), из них

в начальной школе - 19 учащихся (2 класса-комплекта),

в основной школе - 27 учащихся (5 классов-комплектов),

По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом: семьи с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума) - 20%; со средним - 68%; с высоким - 12%.

Состав семей:

          многодетные - 0

неполные семьи –  7.

Характеристика семей:

малообеспеченные – 6

семьи с одним ребенком – 5

неблагополучных семей нет.

 

  У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушения зрения и осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания органов дыхания.

 

 Основные заболевания. (кол-во чел.)

Заболев. органов дыхания

ЛОР         заболев. 

Заболев.

крови

Заболев.

желуд.- кишеч. тракта

Заболев. сердечно- сосудист. системы

Заболев. костно- мышечной системы

Заболев. эндокрин. системы

Болезни глаз

2 астма

2астмат. бронхит

2 уч-ся

2 уч-ся

3 уч-ся

1 уч-ся

2 сколиоз

5 плоск.    6  ост.

4 уч-ся

7 уч-ся

 

Обучение в школе проводится в одну смену.

Режим работы школы - шестидневная учебная неделя во 2-9-х классах, пятидневная учебная неделя в 1-х классах.

Традициями школы являются:

  • открытость образовательного процесса;
  • уважение к личности ученика и педагога;
  • стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;
  • создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
  • организация непрерывного образования учащихся;
  • признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;
  • сохранение и передача педагогического опыта;
  • ориентация на использование элементов передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;
  • активное включение учащихся школы в образовательный процесс.

Организация образовательного процесса.

Учебный план школы создан в период перехода на новый федеральный базисный учебный план и скорректирован с  учетом интересов, склонностей, возможностей учащихся, пожеланий родителей, с учетом состояния здоровья учеников и возможностей материально-технической базы, кадрового обеспечения школы. Он обеспечивает минимальную нагрузку каждому ученику, предельную – по желанию с правом выбора. В результате представляется возможным дать качественные знания по базовым предметам всем ученикам, развить интерес к предметам, изучаемым по выбору, сформировать профессиональную направленность обучающихся.

Учащимся I ступени обеспечено усвоение учебных программ по предметам на основе базового компонента. За счет организации индивидуальной работы удовлетворяются потребности как сильных, так и слабоуспевающих учащихся.

Обучение детей в 1-м классе проводится с соблюдением требований:

-         учебные занятия проводятся только в первую смену;

-         5-дневная учебная неделя;

-         организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

-         проведение не более 4-х уроков в день;

-         продолжительность уроков – не более 35 минут (1 полугодие);

-         использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

-         обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

-         дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

С целью наиболее успешного решения основных задач начального общего образования и сохранения и укрепления физического здоровья учащихся добавлены часы на изучение следующих предметов: во 2-м классе – основы православной культуры.

На II обучения школьникам обеспечивается усвоение базового уровня знаний. За введения элективных курсов создаются условия для индивидуальной и дифференцированной работы по предметам, профессиональной направленности учащихся.

В  5-м классе для сохранения и укрепления физического здоровья учащихся, а также осуществления преемственности в обучении и адаптации учащихся при переходе в школу второй ступени в учебный план дополнительно включены часы иностранному языку, культуре общения, ОБЖ.

Предпрофильная подготовка определяется выделением в 9 классе 0,5 часа на ведение предмета  «Профессиональное самоопределение».

С целью более успешной подготовки  выпускников 9 класса к государственной (итоговой) аттестации выделены часы на индивидуально-групповые занятия по математике и русскому языку.

Система дополнительного образования школы способствует повышению мотивации учащихся на познание и творчество, развитию их способностей в различных видах деятельности и направлена на создание условий для развития личности каждого школьника. Дополнительное образование представлено 2 кружками и секциями по волейболу и баскетдолу

 

Внешние связи школы

Несколько лет школа сотрудничает со школами районами , домом детского творчества, станцией юных техников. Сложились партнерские отношения с учреждениями культуры: Филоновской сельской библиотекой, Филоновским сельским клубом.

   

         Схема взаимодействия Новонадеждинской СОШ в социуме.

 

                                   Сельская библиотека  

 

                   Школы района.                               ДЮСШ     

 

 

Родительский

  комитет                                                                                                                                                                                      

 

Методкабинет                                                              ДДТ

 

Сельская администрация                                                                                                       

 

Текущее ресурсное обеспечение школы.

Кадровые ресурсы.

Педагогический коллектив школы насчитывает 9 человек.

Администрация школы состоит из 1 руководитель.

Педагоги школы имеют:

-       высшее образование – 7 человек;

-       среднее специальное образование – 2 человека;

-       первую категорию – 3 человек;

-       вторую категорию – 6 человек.

Награждены:

-       значком «Отличник народного просвещения» – 1 человек;

Приведенные цифры свидетельствуют о достаточном профессиональном уровне педагогов школы, который растет год от года, от аттестации к аттестации. Учителя школы своевременно проходят курсы повышения квалификации при  ВОИПКиПРО.

Возрастной состав коллектива оптимален: 66% педагогов  в возрасте до 40 лет. В школе трудятся как учителя с большим профессиональным опытом,  работающие на достаточно высоком уровне, так и  молодые перспективные педагоги. Учителя школы делятся опытом своей работы с учителями района, студентами.

Таким образом, педагогический коллектив по своему количественному и качественному составу способен работать в режиме развития.

 

 Материально-техническая база.

Школа имеет необходимое количество кабинетов и помещений, технических средств, учебно-наглядных пособий для осуществления образовательной деятельности.

Базу школы составляют:

-       учебные кабинеты – 13

из них:

  • русского языка и литературы – 1;
  • математики – 1;
  • иностранных языков – 1;
  • истории – 1;
  • географии – 1;
  • биологии – 1;
  • физики – 1;
  • музыки и изо – 1;
  • информатики – 1;
  • начальной школы – 2;

-       мастерские (столярно- слесарная, обслуживающего труда) – 1;

-       спортивные залы - 1;

-       учебно-опытный участок -1;

-       библиотека – 1;

Кроме того, оборудованы помещения для работы  гардероба. 40% кабинетов имеют методическое обеспечение, большая часть которого создана руками учителей. Кабинеты эстетически оформлены, все они соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности. Оборудование учебных кабинетов постоянно обновляется и  пополняется.

В школе используется электронная почта, осуществлено подключение к сети Интернет.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса школа располагает определенным перечнем учебно-наглядных пособий, учебным оборудованием; приборами в лабораториях кабинетов физики, химии и биологии, техническими средствами обучения.  В школе имеется:

-       компьютеры – 6;

-       телевизоры -2;

-       видеомагнитофон -1;

-       DVD-плеер –1;

-       оргтехника (принтер, сканер,  ксерокс) – 2;

-       проигрыватель - 1;

Достаточно оснащена спортивная база школы. В наличии имеется спортивный инвентарь, который необходим для прохождения учебной программы и проведения внеклассной работы по предмету.

Планирование административно-хозяйственной деятельности включает в себя не только обеспечение школы мебелью, оборудованием, ТСО, но и мероприятия по технике безопасности. В школе разработаны и действуют инструкции по охране труда учащихся и сотрудников.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: школа располагает необходимым оборудованием и учебными пособиями. Материально-техническая база школы соответствует лицензионным условиям и может обеспечить работу школы в режиме развития.

 Финансовые ресурсы.

Школа с 2004 года находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими средствами.

 

  

 

 
   

 

    

 

 

Методическое обеспечение.

В системе методического обеспечения важная роль отведена формированию методической службы школы, которая призвана решать следующие задачи:

-       обеспечение педагогических работников необходимой информацией о достижениях психолого-педагогической науки;

-       изучение и внедрение передового педагогического опыта;

-       организация методической учебы;

-       включение учителя в инновационную деятельность.

О методической работе в школе позволяет судить следующее:

  • тематические педсоветы, проведенные в нетрадиционной форме: творческий отчет, деловая игра, работа в группах;
  • методическая учеба, организуемая через проведение семинаров, методических дней;
  • успешное прохождение аттестации учителями школы; 
  • проведение конкурса «Педагогическое мастерство», в котором учителя предлагают учащимся калейдоскоп  разнообразных по форме и содержанию уроков и внеклассных мероприятий
  • участие педагогов в городских профессиональных конкурсах.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что сложившаяся в школе система методической работы обеспечивает профессиональный рост педагогов, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию педагогов к инновационной деятельности, что позволяет педагогическому коллективу работать в режиме развития.

 

II. Конкурентные преимущества и противоречия образовательного процесса.

 

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • авторитет школы в окружающем социуме;
  • квалифицированный педагогический коллектив, стремящийся к саморазвитию  и мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
  • качественная подготовка на первой ступени образования, позволяющая школьникам добиваться достаточных учебных показателей на второй ступени школы;

Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы.

Это противоречия между:

  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и механизмом  отметочной системы, направленной  преимущественно на оценку учебной деятельности обучающихся;
  • стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
  • ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие  способов развития творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения обучающихся;
  • необходимостью модернизации (в т.ч. информатизации) образовательной среды и недостаточной её подготовленностью к работе в данных условиях;
  • формирование единого воспитательного пространства на территории села.

 

III. Концептуальные основы Программы развития.

 

Представления о выпускнике школы как конкурентоспособной и социально развитой личности  и о качестве образовательного процесса состоят в следующем.

Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Присущий выпускнику школы социальный оптимизм, базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.

Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

  • формируется личность с развитым интеллектом и необходимым уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;
  • развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
  • в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
  • развивается предпрофильная подготовка учащихся;
  • не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.

 

 

Основные положения концепции конкурентоспособной и социально развитой личности.

1. Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой. Вместе с тем современное общество переживает вступление в новую фазу своего развития, оно становится всесторонне информационным. Поэтому подготовка подрастающего поколения к жизни и профессиональ­ной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к самостоятельному при­нятию решений и ответственному действию, эффективному использованию возможностей этой среды и защите от её негативных воздействий – одна из задач современного образования. Развитие информационной культуры ученика становится ключевым компонентом для формирования у будущих членов общества новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности.  Владение информационно-технологическими инструментами и технологиями позволят выпускнику школы быть успешным практически в любой сфере социально-экономической и культурной жизни общества.

Это определяет необходимость развития информационного образования в школе, которое позволит обеспечить:

  • повышение информационной культуры учащихся при многофункциональном использовании информационно-компьютерных технологий как одного из средств для изучения других образовательных областей;
  • такой уровень знаний информатики и ИКТ, который бы давал возможность выпускнику школы активно использовать его применительно к любому профилю последующего профессионального обучения; для создания дополнительных возможностей и компетентности в любой профессиональной области.

2. Воспитание  является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование  гражданской ответственности и правового самосознания обучающихся, их духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В основу воспитательной деятельности ложатся принципы педагогики сотрудничества, личностно-ориентированный подход в воспитании подрастающего поколения, принципы психолого-педагогической поддержки учащихся.

 

Основные положения концепции качества образовательного процесса.

1. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе, должны быть ориентированы на:

  • самопознание и саморазвитие учащихся;
  • развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;
  • формирование рефлексивной деятельности учащихся;
  • поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;
  • развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в творческую и вместе с тем посильную работу.

2. Развитие школы немыслимо, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.

С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, в том числе информационной.

3. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития школы. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики. В настоящий момент назрела необходимость активного общественного участия в управлении образованием, что невозможно без построения целостной системы государственно-общественного управления образовательным процессом.

Развитие школы предполагает планомерный переход в новое качественное состояние через повышение эффективности управленческих решений путем их технологизации, внедрения в систему управления информационно-технологической составляющей.

Таким образом, представления о выпускнике школы и о качестве образовательного процесса определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:

  • информатизация образовательного процесса, интеграция современных информационно коммуникационных средств и технологий и эффективных традиционных методов в образовательном процессе;
  • формирование воспитательной системы школы для  развития конкурентоспособной и социально зрелой личности;
  • совершенствование методов обучения и воспитания как условие для достижения качественного образования, способствующего самоопределению и саморазвитию обучающихся;
  • профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива.
  • совершенствование механизмов управления образовательным процессом в школе по пути демократизации и внедрения общественно-государственных форм.

IV. Приоритетные направления реализации Программы.

Информатизация образовательного процесса.

Основная цель информатизации образовательного процесса - насыщение образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.

Основные направления работы по информатизации образовательного процесса:

  • разработка системы непрерывного изучения курса информатики;
  • реализация прав участников образовательного процесса на получение наиболее полной, оперативной информации по образовательным ресурсам, представленной на различных носителях, а также  в сети Интернет;
  • создание школьной медиатеки;
  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание консультативной помощи обучающимся и сотрудникам школы в их применении (познавательная и развивающая деятельность учащихся, разработка уроков, внеклассных мероприятий, подготовка методических материалов, разработок, отчетной и диагностической документации);
  • организация работы по повышению квалификации и методической поддержке учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  • организация образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;
  • организация работы школьных средств массовой информации с применением ИКТ (школьная газета, оформление кабинетов, музея и пр.).
  • координация информационного взаимодействия школьных служб с другими образовательными учреждениями, общественностью, органами управления образованием;
  • координация работ по обслуживанию, ремонту, усовершенствованию технических средств.

 

Дальнейшее формирование воспитательной системы школы для  развития конкурентоспособной и социально зрелой личности.

 

В школе все существующие направления воспитательной деятельности объединены в единую систему воспитательной работы коллектива – «Росток».

 

Идея: Школа РОСТА

Р – развитие

О – общение

С – содружество

Т – творчество

А – активность.

 

В условиях сельской малочисленной школы мы решили, что в первую очередь необходимо уделить созданию школьного разновозрастного коллектива, опережающего развитие первичных коллективов (классов).Так как показывают многолетние наблюдения, для создания прочных первичных коллективов требуется время, да и к тому же представители «сплоченных» коллективов ревниво относятся к достоинствам и недостаткам других. И мы обратились к опыту Караковского и, при этом, добавили свой.

Школа – система коллективов, сплоченный разновозрастный коллектив – ядро воспитательной системы школы.

Определив цели и задачи системы, мы обратились к системообразующей деятельности, разделив ее предварительно на этапы.

 

 

 

Этапы

Цели, задачи, функции

Поиск стиля

Интегрирующая функция воспитательной системы

-объединение по интересам, деятельности, ориентирам.

В комплексных делах участвуют ученики с 1 по 9 класс, все учителя, независимо от предмета, родители, выпускники – т.е. происходит развитие сферы досуга.

Цель: разрушение межвозрастных барьеров, укрепление межличностных связей, удовлетворение естественных потребностей в общении, творческом самовыражении, признании в коллективе.

Ставка на соуправление

                          Большой совет

 

 


   Педсовет      Родительский     Совет               Правление ОАО

                                                                            Цель: приобщение учащихся к общешкольной деятельности, понимание значимости и эффективности школьных дел.

Педагогика отношений

Выход на личность. Личностно – ориентированный подход в воспитании. Соединение воспитания и обучения в единый и целостный процесс.

Педагогическо